Принципы организации пространства детской комнаты по методике Марии Монтессори – одно из передовых направлений. Развивающая среда, которая создается по такой методике вокруг дошкольника, во многом закладывает целый ряд факторов для его дальнейшего развития, помогает развиваться в соответствии с потребностями, привычками, интересами, индивидуальными темпами развития и даже характером, формируют самостоятельность.
В методике Марии Монтессори установлено несколько требований, которым должны соответствовать помещение и мебель для детской комнаты:
Кроме того, в детской комнате желательно иметь небольшие коврики для физических занятий.
Также крайне важно, чтобы все предметы и вещи, которыми пользуются дети, находились в свободном доступе, размещались на уровне глаз или на открытых полках стеллажей и шкафов.
Принципы методики Марии Монтессори не допускают наличия в детской комнате закрытых коробок и дверцей. Все, что нужно ребенку, он должен видеть и легко доставать без помощи взрослых. Например, для маленьких детей отлично подойдут небольшие корзины или открытые коробки, которые можно устанавливать прямо на полу, в поле зрения малыша – рядом с кроватью или другим спальным местом. В зоне переодевания необходимо поместить достаточное количество крючков и вешалок для детской одежды, а также небольшой туалетный столик с зеркалом.
Современные родители стремятся создать все возможные условия для того, чтобы их дети нормально и полноценно развивались, и при этом стараются в полной мере заботиться об их безопасности и здоровье. Поэтому детская комната, создаваемая по методике Монтессори, не должна иметь никаких хрупких, бьющихся, острых или тяжелых предметов. За счет того, что многие дети часто любят располагаться на полу для своих игр или занятий, в комнате понадобятся мягкие, но плотные коврики, легкие и удобные, в которых не будет скоплений пыли. Размеры и вес таких ковриков должны позволять ребенку самостоятельно передвигать их.
По принципам системы Монтессори в детской комнате не должно быть синтетических тяжелых штор, все материалы, которые окружают ребенка, должны быть исключительно натуральными: хлопок, шерсть, лен, натуральная древесина. Настоятельно рекомендуется отделывать комнату креативными обоями, покрывать поверхности лаками и красками, не содержащими токсичные вещества и другие компоненты, которые могут выделять вредные для здоровья испарения.
Широкие окна, которые дают достаточно естественного освещения, также являются обязательным условием методики Монтессори. Кроме того, рекомендуется завешивать такие окна легким текстилем, а подоконники декорировать миниатюрными цветочными горшками.
Методикой предполагается, что пространство детской комнаты, обустраиваемой по системе Марии Монтессори, должно быть разделено на отдельные территории, каждая из которой должна выполнять свои определенные функции: место для сна, для переодевания и для деятельности и творчества. При этом дети должны сами определить эти зоны и материалы для них. В зоне для активной деятельности и творчества одновременно могут находиться несколько детей, но если ребенок хочет заниматься там один, то мешать ему не стоит.
Согласно методике Монтессори для полноценного развития ребенка рекомендуется установить следующие образовательные зоны в детской комнате:
Родной язык. Данная зона предполагает изучение букв, расширение лексического запаса, развитие навыков чтения и письма. Здесь необходимо иметь подвижной алфавит, объемные буквы из материалов различных фактур.
Математика. Данная зона понадобиться, чтобы развивать у ребенка логическое мышление, улучшить способности строить логические цепочки, освоить первые навыки и получить первые знания математического счета и математических операций.
Космос. В этой зоне будет происходить знакомство с астрономией, животным и растительным миром, окружающей средой. Понадобятся плакаты, фотографии, игры в стиле лото, модели Земного шара и космической системы.
Сенсорное развитие. В этой зоне ребенок будет развивать вкусовые ощущения, осязание, зрение, сможет познакомиться с понятиями температуры, веса, длины и т.д. Для этого необходимо будет иметь детские весы и другие измерительные приборы, музыкальные инструменты, материалы с различными свойствами (камень, вода, ткани и т.п.)
Практические занятия. Развитие навыков самостоятельного ухода за собой, развитие мелкой моторики рук, изучение свойств предметов окружающего мира. Для этого можно использовать детские средства для гигиены и ухода за собой, тренажеры для застегивания пуговиц, материалы, которые можно сортировать, переливать, рассыпать и многое другое.
Также в детской комнате по системе Монтессори можно определить отдельное пространство для занятий танцами, физической культурой, рисованием, пением или чем-нибудь другим в зависимости от способностей и интересов ребенка
Правильная и гармоничная обстановка в комнате ребенка – это залог правильного, всестороннего и интересного развития ребенка