Человеческое любопытство нередко сопровождается исследованиями мистических и непостижимых историй. Неизменно найдутся те, кто полагается на «волшебную» природу явления, даже если нашлось разумное доказательство обратного.
Классический и довольно популярный образец загадочности — испанский кафедральный собор в центральной провинции Саламанка. Церковное сооружение находится в Кастилия-и-Леон и оберегается Организацией Объединенных Наций по вопросам культуры. В комплексе объединены два собора Старый (Catedral Vieja, XII) и Новый (Catedral Nueva, XVI-XVIII). Временной интервал их строительства составляет 500 лет.
«Чудом» именуется фигурная лепнина в виде парящего астронавта. Великолепие многовекового храма притягивает внимание туристов со всего мира, но космонавт в обмундировании регулярно производит фурор. Его костюм впечатляется высокой детализацией: скафандр с дыхательным шлангом, шлем, ботинки с рифлеными подошвами.
Фигурку, названную в узких кругах «Святой космонавт», можно отыскать у северных входных врат в Новый храм, на портале Puerta de Ramos, напротив дворца Анайя.
Каким образом на стене святилища, возведенного в период с 1513 по 1733 год, появился этот элемент, если в то время космонавтики просто не существовало как понятия? Ответ довольно прозаичный: в 1992 году реставратор по имени Мигель Ромеро, участвовавший в восстановлении обветшалых дверей Рамоса, решил выразить свою творческую натуру и украсил стену современной фигуркой.
Многие очевидцы сходятся во мнении, что мастер подшутил, оставив «пасхальное яйцо» для самых внимательных, другие увидели в этом поступке прагматичный настрой: Ромеро мог намеренно восславить знаменательное для ХХ века событие — покорение космоса человеком. Кто именно изображен на фасаде древнего собора, — точно неизвестно, но трактовок накопилось немало.
Например, первопроходец — россиянин Юрий Гагарин, первый в Америке астронавт Джон Гленн, первый американец, вышедший в открытый космос — Эдвард Уайт, а также человек-первооткрыватель, чья нога побывала на Луне, — американец Нил Армстронг.
Невзирая на здравые доводы, подавляющее большинство людей склоняются к сценарию, по которому «космический человечек» являлся частью храма со дня строительства, следовательно, имеет таинственное происхождение. Также существует версия, что лепнина изображает не космонавта, а некоего демона с целью отвода темных сил. По распространенному и более рациональному мнению, ее наличие не может являться шуткой по нескольким факторам.
Прежде всего, космический образ отмечен на гравюрах XIX века. Далее, в рукописях Саламанки будто бы имеются данные о контакте монахов с созданиями внеземных миров. И напоследок: ЮНЕСКО требует официального согласования и допуска на реставрацию объектов из своего списка. Работа выполняется по канонам, принятым в средние века, с учетом дополнительных экспертиз.
На стене собора в Саламанке можно отыскать различные занимательные лепные фигуры, к примеру, смеющегося дракона с вафельным рожком и тремя шариками мороженого. Экскурсоводы и туристические гиды не стремятся переубедить в обратном людей, которым искренне хочется верить в загадочную историю, ведь «спрос рождает предложение».