В каменном веке наши предки украшали собственное жилище настенными рисунками, изображая древних животных. Искусство зародилось еще тогда, протянувшись через целые тысячелетия к древним цивилизациям, чтобы закрепиться в архитектуре. Когда для настенной облицовки применялся натуральный гипсовый камень, возводились невероятные святые храмы Вавилона, Ассирии и Шумера. Украшением служили обработанные вручную древесина, керамические барельефы и золото.
Где «заложен первый камень» декоративной лепнины и каким образом это искусство превратилось в неотделимую часть архитектуры и истории человека?
Орнамент (лат. ornamentum — снаряжение/вооружение) — скульптурный рисунок из структурированных геометрических, растительных или животных элементов. Основное назначение заключается в украшении и организации предметной поверхности с лепниной.
Орнамент символизирует многочисленные народы, эпохи, соответствующие традиции и мотивы. Он бывает одновременно несложным, фрагментарным и сдержанным, в некоторых случаях демонстрирует пышность и многоуровневость, состоит из ряда звеньев и покрывает собою всю линию того или иного предмета.
Направление мотивов нередко сконцентрировано на многосложности. К примеру, геометрический орнамент состоит из прямых, спиральных и волнистых линий, включая точки, зигзаги, ромбы и круги. В природной орнаментике внимание обращено к дарам флоры и стилизованным листьям.
В многочисленных археологических докладах сказано, что летопись декоративной лепнины возникла в Древнем Египте, примерно в 5000 году до нашей эры. Следовательно, на протяжении 7 тысячелетий лепные орнаменты различных форм, стилей и цветов, позолоченные и классически белые, облагораживают храмы, дома, дворцы, усадьбы и театры.
Типичные геометрические узоры к сегодняшнему дню стали частью мировой орнаментики. Немудрено, если обратиться к прообразу орнамента в виде геометрических фигур, а именно — к природе. Естественные формы и максимальная простота позволили сберечь эстетическую ценность и не потерять актуальность.
Более того — благодаря основе из организованного повторения геометрических форм в установленном порядке, классический орнамент занимает нишу благородного декорирования и комбинируется с другими украшениями.
Помимо геометрической лепнины, широко распространен растительный орнамент. В средние века это трилистник, модерн — лилия, барокко — пион и тюльпан. Универсальными растениями для всех народов и времен считались эвкалипт, лоза винограда, лавровые венки, цветы и перевитые стебли. Некоторые растительные мотивы максимально приближали к натуре, другие упрощали до неузнаваемости.
Орнаменты, где изображены животные, представляют великолепные композиции, где в обязательном порядке присутствуют очертания птиц. Необходимо отметить еще и сказочный вид лепного искусства. Изображались такие мифические существа как сфинксы, единороги, сирены, священные птицы солнечного сада Сирин, Алконост, Гамаюн и пр.
К ответвлению геральдического украшения входили народные гербы и военные атрибуты. Интересные формы приобретали огненные факелы, доспехи, знамя. Не осталась без внимания театральная символика. Она интересна и многогранна. При детальном рассмотрении можно увидеть: рожки, маски, музыкальные инструменты, лиры, складки занавесе и многое другое. Воссоздавались лица и фигуры людей, специфические и стилизованные надписи.
В древнеегипетском орнаменте делался большой акцент на цветовой палитре, у которой было много значений и различный смысловой посыл. К примеру, зеленные оттенки символизировали молодость и жизненные надежды. Песочный цвет являлся синонимом вечности. В орнаментах старались избегать красного цвета, так как чаще всего он символизировал зло, отсутствие урожая, бесплодную землю.
Белый цвет указывал на новые победы, торжественность. Противоположный черный также приносил хорошие новости, так как ассоциировался с плодородной землёй и богатым урожаем.
Ренессанс подарил миру завораживающие образы младенцев, готовых вот-вот ожить, готический стиль привнес в свою эпоху прелесть ажурных орнаментов. После барокко появились античные музы и вычурные завитки, а после рококо — дельфины, раковины, сатиры и нимфы. Впечатляющая асимметрия, восточная пластичность и декадентская утонченность — штрихи модерна.
Расцвет классицизма ознаменовался лепными гирляндами, когда архитекторы стиля ампир внесли в историю орнаментов некоторую строгость за счет оружия, орлов и львов, и одновременно сгладили предметы с помощью бантов, растений, венков и лент.
Акант (Acanthus) — травяная растительность, чьи листья выполняются в виде лепных элементов. Очередность овалов в обрамлении из растительных узоров именуется ионическим ордером. Подобно этому мотивному украшению, волюта (спиральный завиток) — важная деталь капители, выполненной в греческом стиле.
Лепной орнамент излучает праздничный и пробуждающий ностальгию свет, позволяя сочетать ассоциации об ушедших эпохах с временами изысканной роскоши, изящества и аристократизма.
Это возможность создавать уникальные интерьеры, так как сегодня декоративная лепнина изготавливается из экономичного и легкого полиуретана или полистирола, благодаря чему разнообразные элементы могут объединяться в любую композицию.