Современной науке до сих пор до конца не известны все секреты и технологии, с помощью которых в древности строились монументальные каменные сооружения. Отличительной чертой таких сооружений является то, что практически все они были построены из огромных каменных глыб, и не из мелких камней, которые своими размерами напоминают современный кирпич. Кроме того, древние зодчие часто использовали принципы оптической (зрительной) иллюзии – феномена, показывающего то, чего в действительности не существует. На сегодняшний день известны несколько таких приемов, которые применяются в современной архитектуре и строительстве для создания некоторых пространственных эффектов, например, для зрительного увеличения параметров: высоты, ширины, площади.
Создавая различные архитектурные формы, древние зодчие научились не только исправлять ошибки зрительного восприятия, что свойственно глазу человека, но и использовать игры с цветовой гаммой. Чаще всего, оптические иллюзии связаны с освещенностью, особенно, интенсивностью освещения, с определением точек наблюдения, деталями окружающей обстановки. Для коррекции искажений мастера еще на стадии проектирования выбирали подходящие приемы обмана зрения, которые потом воплощались при строительстве. Например, допускалось изменение пропорций, искажение линий и контуров, отклонение элементов в вертикальных и горизонтальных плоскостях и другие сознательные нарушения геометрии. Некоторые оптические иллюзии специально усиливались или создавались заново. По мнению ученых, лучше всего искусством применения инструментов обмана зрения владели зодчие Древней Греции, строения которых имели особенно выразительные и плавные архитектурные формы.
В таком разделе физики, как оптика, применяется понятие иррадиации, суть которой заключается в том, что при сочетании темного и светлого «мрачные» оттенки растворяются в свете. Наглядно это можно заметить при явлениях, когда на светлом фоне темные предметы кажутся меньше и, наоборот, на темном фоне отмечается уменьшение элементов светлых оттенков. Также это заметно по одежде: гардероб, подобранный в темных тонах, визуально стройнит, а вещи светлых расцветок зрительно добавляют лишние килограммы.
Изучившие приемы оптической иллюзии архитекторы и зодчие Древней Греции делали колонны своих строений различной толщины, что можно наглядно увидеть на главном храме Акрополя в Афинах – Парфеноне. Так, создатели Парфенона выбрали светлый фон – ясное чистое небо для колонн, расположенных по углам, и темный фон, который создавался святилищем храма – для остальных колонн.Кроме того, сознательно было уменьшено расстояние между колоннами, расположенными по углам, и соседними с ними, а сами угловые элементы были несколько шире по сравнению с остальными. Но все вместе, в общей архитектуре храма это выглядит совершенно одинаковым по размерам и объемам, а все расхождения параметров можно обнаружить только при инструментальных измерениях.
Также архитекторами был выбран еще один акцент коллонаде – равномерное сужение размеров у нижних и верхних оснований. Такой прием позволяет зрительно увеличивать высоту строения и создавать при этом ощущение детально выверенной вертикали. В целом, само строение выглядит больше по размерам и выше, чем это является в действительности.
Отдельно следует отметить мозаичные полы древнеримских храмов и дворцов, которые просто поражают воображение: применение законов перспективы и оптики позволило древним мастерам создавать целые полотна из красивейших оптических иллюзий.
Еще один прием, связанный с оптическими иллюзиями, которые применяли древние зодчие, — это энтазис. Известно, что при значительной длине горизонтальные и вертикальные линии визуально не выглядят параллельными. Поэтому, чтобы создавать органичный облик здания, с идеально ровными колоннами и другими элементами, где используются длинные линии и важна параллельность форм, древние мастера слегка наклоняли основания колонн внутрь. В итоге, строение в целом выглядело монолитным, идеально ровным и цельным. Кроме того, чтобы колоны не воспринимались, как слишком массивные тяжелые, их объемы сверху делали тоньше по сравнению с основанием и центральной частью. Этот же прием визуально делал колонны длинней, чем это было на самом деле.
Чтобы длинные горизонтальные линии выглядели ровными и не имели эффекта «провисания» использовался еще один популярный метод – курватура. Так, при детальном рассмотрении можно заметить, что ступени Парфенона несколько изогнуты, а каменная платформа, на которой стоит храм, имеет немного выпуклую форму.
По такому же принципу строился Стоунхендж: еще на стадии обработки и подготовки строительного материала грани и поверхности сторон камня делались выпуклыми. В готовом строении, после стыковки плит и каменных столбов возникает ощущение строгой перпендикулярности, а сами камни выглядят идеально ровных прямоугольных форм.
Если обратиться к русскому зодчеству, то применение приемов оптической иллюзии можно увидеть на примере Троицкого собора, построенного в первой половине XV века. Стены собора имеют уклон по отношению к центральной части строения, что зрительно усиливает ощущение устойчивости. Визуальное увеличение высоты было получено путем сужения опоры купола, имеющего проемы щелевидной формы. С этой же целью были использованы арки и своды, имеющие крутые линии.
Законы перспективы применялись, когда было необходимо устранить искажения размеров при изменении расстояний. Для этого использовался принцип «обратной перспективы», когда верхняя часть строения делалась немного шире, чем основание. Также эффект «падения» убирался с помощью выпуклых рельефных форм сооружения, отклонения элементов верхней части от вертикальной линии, установки фронтонов под углом