Лепной декор стал неотъемлемой частью интерьерного и архитектурного искусства, способной подчеркнуть красоту и изящество, величие и роскошь, простоту и легкость архитектурных сооружений, зданий, помещений. Это орнаментальные или фигурные украшения, которые изготавливаются как методом литья или прессования из гипса, бетона, штукатурки, так и полиуретана, полученного на основе экзотермической реакции.
История лепного декора насчитывает уже несколько веков, а в основе его появления лежит стремление человека украсить и улучшить свое жилище. Сначала для этого использовались простые рисунки на стенах, далее уже были какие-то простейшие изделия из обожженной глины.
Постепенно спрос на декоративные изделия только увеличивался, появлялись новые материалы, из которых можно было изготавливать декор: драгоценные металлы, благородный мрамор для колонн, гранит, известняк, гипс. Люди начали строить большие дома и усадьбы, театры, храмы, дворцы и другие культовые сооружения, для отделки которых понадобились искусные мастера, новые природные материалы и немалые средства. Поэтому появление лепного декора было вполне закономерным.
Историки считают, что впервые декор из лепнины появился около 7 000 лет назад. Следы торжественно-белой или золоченой лепнины можно найти на сохранившихся до наших дней архитектурных сооружениях Древнего Египта, где впервые начали использовать лепнину в качестве украшения дворцов. Именно этот период считается отправной точкой развития лепного декора. Египетские мастера и резчики по камню заметили, что, обжигание гипсового камня позволяет получить уникальные элементы для украшения помещения. Для этого необходимо получившуюся смесь всего лишь разлить по формам и оставить высыхать на солнце.
Главные отличительные свойства гипса – пластичность, легкость и прочность – стали причиной того, что в дальнейшем гипс на многие сотни лет стал практически основным материалом для изготовления декора.
В те времена вся лепнина создавалась вручную и чаще всего выполняла исключительно практические функции. Например, колонны использовались для поддержания крыш и только спустя годы их начали украшать декором в сочетании с цветными росписями. Со временем гипсовой лепниной начали декорировать дверные и оконные проемы, арки, анфилады, стены, внутреннее убранство помещений. Примечательно, что такие элементы использовали не только для украшения дворцов и храмов, их находили и в гробницах фараонов.
Настоящий расцвет лепного декоративного искусства пришелся на античную эпоху. Если говорить об эстетической стороне лепнины, то основные технологии ее изготовления и применения впервые появились в Древней Греции. Оттуда же и пошло название материала «гипс» - «гипсос», что означало «кипящий камень».
Древние греки помогли развить лучшие традиции мировых культур того времен, привнеся в них классическую строгость и четкость. Созданные в Древней Греции архитектурные решения и формы декорирования стали классическими и актуальны до сих пор.
Позже римляне внесли некоторые свои изменения в заимствованные декоративные формы. Например, архитекторы Эллады воплотили в жизнь интересные геометрические формы, имитацию растений, цветов. Особое внимание уделялось целым сценам из жизни богов. Такая лепнина отличалась интересными сюжетами.
Если основной идеей греков были лаконичные и строгие формы, то у римлян главной задачей была демонстрация роскоши и могущества Римской империи. Все это отражалось и в декоре, который воплощал в себе богатство.
Кроме того, римские архитекторы изменили технологии производства декоративных элементов, начав добавлять в гипсовую смесь мраморную крошку, алебастр, клей и другие примеси. Готовые изделия полировались, после чего по блеску и прочности ни в чем не уступали мрамору.
Раннее Средневековье отличается простой и скупой декоративной отделкой, в которой практически не нашлось места для лепнины.
Многое изменилось с приходом готики и, так называемой, церковной архитектуры. Ажурный лепной декор очень органично вписался в интерьеры грациозных готических храмов, тонких, возвышенных, устремленных в небо. А пришедший на смену готике Ренессанс предоставил лепному декору полную свободу.
В эпоху Возрождения лепнина расцвела по-настоящему, превратившись в великолепный декор, украсивший просторные дворцы, общественные здания и жилые дома. Продолжил ее расцвет, выросший из глубин Ренессанса вычурно-порочный стиль барокко с затейливой асимметрией, чрезмерной роскошью и текучестью форм.
В XVIII веке классицизм уверенно сменил лепнину барокко и рококо, предложив вместо помпезности идеальность форм и логическую завершенность.
В это время лепнина стала использоваться умеренно, в ней появились пасторальные мотивы, а также заимствованные античные мотивы.
Модерн гармонично объединял сразу несколько направлений. Он сочетал в себе текучие формы, орнаменты, природные мотивы в виде волн, рыбной чешуи, морских раковин. Это было время, кардинально изменившее представление о лепном декоре, и ставшее отправной точкой для возникновения современных стилей.